ДМИТРИЙ ДЮЖЕВ — исполнитель роли Олега.
О пробах:
- Леша утвердил меня без проб. Позвонил и спросил: «Можешь сыграть хорошего человека?» И рассказал, что запускается с новым фильмом, сказал: «Я хочу попробовать сделать кое-что новое, снять совсем непохожую историю. О трех приятелях, молодых архитекторах, которые в принципе непрофессионалы и толком ничего не умеют, но хотят как-то пробиться в этой жизни и берут клиентов не талантом, а, скорее, обаянием. Я хочу, чтобы ты сыграл друга главного героя, который вернулся с войны, и пытается как-то устроиться в мирной жизни». Я обрадовался, что Леша начинает новую работу, и, естественно, согласился. «Давай», — говорю, — «попробуем».
О своем герое:
- Вообще, хорошего человека играть не просто. Можно сыграть профессию. Можно сыграть настроение. А вот хорошего человека… Мне было важно в этой картине сыграть судьбу человека. Человека военного, который отслужил в армии, воевал в горячих точках, а потом пришел в мирную жизнь, где тихо и спокойно и понял, что никому не нужен. Он не может найти работу, а учиться ему уже поздно. Ранений у него не было, дотаций он за свою службу не получает. Он на перепутье. У него момент поиска в жизни, и тут он встречает своего друга, который предлагает ему в принципе авантюрную идею — заниматься дизайном квартир или делать фундаменты под ключ в Москве. Но они же оба ничего не умеют. У них мозговой центр — Алька, которая все знает и умеет. И они берут клиентов обаянием. Это потом у них появляется серьезная клиентура. Им просто повезло, что они встретили Тату, которая помогла им и квартиру снять, и клиентов серьезных нашла. Сначала все эти трое главных героев — Олег, Миша, Алька держаться чужаками, каждый из них по-своему очень одинок, но потом уже они становятся близкими людьми, держатся друг за друга. И когда Алька в финале произносит, что уезжает в Финляндию, им уже страшно ее потерять. И не только потому, что она была лучшим дизайнером из них троих.
О Балабанове:
- Леша ставит актерам очень интересную задачу — ничего не играть. Балабанов вообще любит такой жанр игры, когда человек ничего не играет. Был такой интересный момент на съемках. Снимали сцену, где наши герои проходят через двор и входят в подъезд. Начали снимать. Мы пошли и вдруг Леша кричит: «Стоп! Что вы там наигрываете?» Мы говорим: «Леш, ничего, мы просто идем!» Начали снова снимать, Леша опять кричит: «Так что происходит? Зачем вы играете? Вы можете просто идти?» Еще через дубль, я вдруг понял такую интересную вещь — когда артисту говорят, ничего не играй, он начинает играть, что ничего не играет. Ты идешь к этому подъезду, сосредоточившись на мысли о том, чтобы не думать о роли и ничего не играть. Ты не замечаешь, какое в этот момент небо, как уютно светится окно на втором этаже и так далее. Это же все видно. И когда я ребятам об этом сказал, то Леша, услышав об этом через наушники (у нас же у всех микрофоны), сказал: «В этом все и дело».
Мне действительно интересно сыграть историю, ничего не играя. Ведь мы можем существовать в жизни, ничего не играя. Не изображая, как нам плохо или хорошо. Здесь мы существуем в кино Балабанова. Это его кино. Его внутренний мир. Его история. Сценарий, правда, не Балабанова, но он адаптировал его под себя, значит, он про что-то хочет рассказать. Все его картины биографичны — все это из его детства, его юности, его прошлого, его настоящего. И мы должны пересказать его боль, его краски, его историю… Я видел все его картины. Долгое время не мог посмотреть «Замок», но недавно посмотрел. Нас с Сашей Яценко Леша позвал в гости, сказал: «Ну, если хотите посмотреть «Замок», приходите». И мы пришли. Ужинали. Смотрели кино. Разговаривали. Был какой-то потрясающий вечер, и не хотелось, чтобы он заканчивался… Леша потрясающий человек. Потрясающий режиссер. У меня ребята иногда спрашивают советы, как и что делать на площадке у Балабанова. Но Леша со всеми работает по-разному. Кому-то разрешает смотреть в монитор, кому-то нет. Вот Инге Оболдиной всегда разрешает. А мне нет. Он и на «Жмурках» мне не разрешал. Инга сказала: «Я хочу посмотреть в монитор». Я говорю: «Дохлый номер». А Леша ей разрешил, а меня гонит (хохочет)… Он сейчас делает очень необычную для себя работу. Он взялся за тему любви. Я тут его недавно спросил: «Ты можешь сказать, что ты счастливый человек?» Он ответил: «Нет». Но я не знаю, насколько искренне он отвечал, ведь я не знаю, о чем он думал в этот момент.
О самой сложной сцене:
- Для меня самой сложной была финальная сцена. Это финал. Заключение истории. Судьба решилась. И мой герой понимает, что все это ему не нужно. У каждого теперь своя жизнь. Олег все понимает про себя… Я разговаривал с людьми, которые воевали в Чечне, и один мой новый приятель сказал: «Понимаешь, хочется иногда туда вернуться. Это особый склад жизни. Там ты все время нужен. Ты все время во внимании. Там всегда жесткое время». Командировка проходит, и он две недели просто блуждает по мирной жизни, не может в себя прийти. Так же и мой герой — Олег. Приехал, побродил по мирной жизни и решил: «А вернусь-ка я туда. Там я нужен». А здесь кому он нужен? Я считаю, что как-то так складывается этот персонаж. Не знаю только, насколько я выполнил задачу Балабанова сыграть хорошего человека…